Церковь Апостола Петра

Церковь Апостола Петра

Марциальные Воды

Средний рейтинг

Фотографии

Описание

Церковь апостола Петра находится на реставрации (актуально на ноябрь 2021).

Церковь святого Петра является одним из старейших храмов Карелии, построенной в 1721 году по проекту и чертежам Петра I. Этот храм единственный в Карелии памятник архитектуры, связанный с деятельностью первого русского императора и сохранившийся с нетронутым архитектурно-декоративным убранством и живописью иконостаса.

Внешний вид церкви сильно отличается от канонических православных русских храмов. Европейские черты, как высокие стрельчатые окна, шпиль и кресты без традиционной второй косой перекладины придал церкви Святого Апостола Петра голландец, который руководил возведением здания, — Вильгельм Геннин.

По внешнему виду Марциальноводский храм крестообразный, (в основании имеет вид вытянутого креста), построен из бруса, с двумя куполами над колокольнею и алтарем и притвором. Вход в храм с северной стороны, а над ним – хоры (балкон) со слюдяными рамами, по бокам лавки для сидения. Петр предусмотрел удобное место для себя и своих близких, где они могли расположиться во время службы, чтобы своим присутствием не смущать богомольцев и самим не отвлекаться, чтобы не стоять в толпе, а иметь возможность присесть и отдохнуть во время длинной службы. Царь приезжал в Марциальные воды на лечение, а болящим не возбраняется сидеть в храме во время чтения часов и псалмов.

Иконостас в храме деревянный, резной работы, двухъярусный. Иконы, написанные первыми русскими живописцами, были расположены следующим образом: в первом ярусе по правую сторону от Царских врат – икона Спасителя как Царя славы. Рядом с ней икона ап. Петра в молитвенном состоянии. За ним – иконографическое изображение апостолов в лодке на озере, застигнутых сильной бурей и явление Спасителя на помощь утопающему Петру. Рядом находились икона Святителя Николая Чудотворца и образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» греческого письма и, как видно, древний, по преданию вынесенный в церковь из собственной спальни государя императора.

По левую сторону Царских врат: икона Богоматери с Младенцем, далее образы св. Иоанна Златоуста и св. благ. князя Александра Невского в схимонашеском одеянии. Все одинаковой высоты – два с половиной аршина, и полтора аршина шириной. Во втором ярусе пять круглых икон на холсте, изображающие страдания Спасителя, а в середине над Царскими вратами – на дереве, икона Тайной вечери, на которой традиционно изображаются Спаситель и 12 апостолов за столом.

Южные и северные двери в алтарь были устроены из холста. На первых изображен Ангел – хранитель церкви, на вторых – Ангел хранитель жертвенника. В алтаре имелись две иконы – Воскресения Христова и двенадцати праздников, современные основанию храма, а также литография, изображающая Распятие Господне на холсте очень искусной работы, вероятно выполненная за границей, что можно заключить по некоторым оттенкам, не свойственным Православию, – ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем.